Искусственный заменитель радости
Когда человек не получает удовлетворения от самой жизни, ему нужны дополнительные допинги, чтобы как-то себя развеселить. Алкоголь – это искусственный заменитель подлинной радости, ее отсутствия в жизни.
Только ли веселость приносит вино? «Вино глумливо, сикера – буйна; и всякий увлекающийся ими, неразумен» (Прит. 20:1). Веселость переходит в насмешку, затем – в буйность. Соломон пишет о недалеком уме тех, кто находит в этом привлекательность.
Еще одно последствие употребления алкоголя – потеря реальности происходящего, здравости суждения, преступление закона. Человек теряет контроль над происходящим, бдительность, чувство ответственности, совесть.
1975 г. 38-я сессия Всемирной организации здравоохранения официально признала алкоголь наркотиком, разрушающим человеческое здоровье. Точно таким же наркотиком, как марихуана, гашиш, героин. В человеческом организме нет органов, на который бы не действовал алкоголь. Он влияет вообще на всю личность. Во всех руководствах по описанию наркомании существует термин «алкогольная деградация личности».
Мозг является основным накопителем этого яда. По исследованиям доктора медицинских наук Коновалова, более 30% выпитого спиртного задерживается нервными клетками мозга, которые составляют всего лишь 2% веса тела. Это непосильная нагрузка на такой малый объем живой ткани.
Алкоголь пагубно влияет на один из важнейших психических процессов – память. При медицинском исследовании у людей, регулярно употребляющих алкоголь, обнаруживается явление сморщенного мозга. У всех пьющих после 40 лет наблюдаются признаки старческого слабоумия. У такого человека страдает критичность, способность трезво и объективно оценивать себя, свои поступки и их последствия.
Пьющий грубеет, перестает видеть нужды другого, начинает замыкаться в себе, теряет интерес к окружающему миру, чувство стыда, человеческую нравственность, у него постепенно умирает совесть. При употреблении алкоголя то, что мы сознательно держали под контролем, отходит на задний план, давая простор бессознательному.
У человека есть инстинкты, один из них – секс. Когда мы трезвы, у нас имеется способность погасить сексуальные влечения и желания, не соответствующие морально-нравственным устоям общества, Божьим заповедям. Но при употреблении алкоголя сознательный контроль теряется, и мы идем за желаниями плоти, следуем не разуму, совести, Богу, а инстинктам.
«Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное» (Прит. 23:31-33).
По материалам сайта vsehristiane.com
Мнение епископа
С. Ю. Накул : «Мы спиртное не употребляем»
В Первом послании Коринфянам, в 11 главе, апостол Павел записал слова Христа, сказанные на вечере о хлебе и вине: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:23-26).
Как видите, Иисус повелел на хлебопреломлении есть хлеб в воспоминание о Его теле и пить вино в воспоминание о Его крови, пролитой за наши грехи. Однако есть небольшое, но несущее огромное значение уточнение в этих местах Писания, выраженное словом «только». Это слово употреблено в отношении вина. Когда же речь идет о хлебе, этого слова не звучит. Вот почему мы едим хлеб повседневно, а вино пьем только (как это заповедано в приведенном выше библейском отрывке) на хлебопреломлении.
Что означает слово «только»?
Оно означает определенное условие.
В начале времен в Эдемском саду это слово Бог сказал первым людям, когда давал Свое повеление. Змей подошел к Еве и спросил: «Правда ли, что Бог запретил есть от любого дерева?» Ева ответила: «Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт.3:3).
Это же слово записано в книге Откровение, где звучат самые важные для нас слова о Царстве Небесном, в котором мы все надеемся со временем оказаться: «И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр.21:27).
Сам Христос сказал, что не будет пить вина.
Мф.26:29: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего». Подобные слова записаны во всех Евангелиях. (См. Мк.14:25, Лк. 22:18)
Кто-то возразит: «Но Иисус же находится на Небесах, потому и не пьет». Но весь вопрос в том, что Он еще находится Духом Святым и в наших сердцах. И наши жизни принадлежат Ему. Апостол Павел написал: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:19-20).
«Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?» (2Кор.13:5). И еще: «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2Кор.5:14-16).
Вот почему, когда нам предлагают за столом выпить, мы говорим: «Я не пью. Я посвящен Христу. Он живет во мне».
Но если мы употребляем спиртное, то игнорируем повеление Христа и грешим грехом непослушания Христу, неверности и противления Слову Божьему. Недаром в послании к Филиппийцам апостол Павел записал: «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Фил.3:19).
Не упивайтесь или
не пейте вовсе?
Библия напрямую предупреждает христиан: «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф.5:17-19).
Указанное выше место Писания многие берут в качестве оправдания употребления алкоголя, говоря: «Ведь написано: не упивайтесь, а я выпил всего-то бокал-другой». Но Павел, говоря «не упивайтесь», не имел в виду меру спиртного. Он имел в виду – вообще не пить. Ни капли. Он не мог заложить какой-то другой мысли в эти слова, потому что в Новом Завете написал: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1Кор.11:1).
А можно ли для лечения?
Есть еще одно место в Евангелии, где Павел пишет к Тимофею: «Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1Тим.5:23).
О чем это говорит? Во-первых, о Божьей любви, благодати и заботе. Бог не против лечения и лекарств, содержащих спирт, если они действительно необходимы для человека. А, во-вторых, о том, что последователи Христа не употребляли алкоголь, и Павел разрешил Тимофею принимать вино лишь в качестве исключения, ради лечения. И мы имеем свободу в том, чтобы принимать лекарства на спиртовой основе. Если же кто-то прикрывается этим местом Писания и “лечится” не тем, чем нужно, – это на его совести.
Есть ли замена вину?
Почему люди пьют вино? Потому что оно приносит радость, утешение, расслабление. Но Библия призывает нас находить все это, и даже больше, в исполнении Духом Святым. Если мы не будем пламенеть духом, дьявол зажжет в нас свой огонь. Я не видел людей, употребляющих спиртное и при этом исполняющихся Духом Святым.
Итак, исполнение Духом Святым – предложенная Богом альтернатива вину, при этом человека наполняет радость чистая и святая, а не та, что ведет ко греху.
Поэтому моя позиция как священнослужителя такова: мы спиртное не употребляем. А тем, кто это делает, советуем просить у Господа понимания того, почему алкоголь христианину лучше не употреблять. Советуем отказаться от спиртного, а вместо этого познавать Господа, молиться, читать Божье Слово, исполняться Духом Святым.
Да благословит вас Господь!
С. Ю. Накул, епископ объединения церквей “Вифания”